Вопрос по русскому языку.

 У меня вопрос, коий давно меня мучает. Вот что написано в справочнике по русскому языку:
    ...если предложение содержит несколько существительных мужского или женского рода, то недопустимо в последующем предложении использовать местоимения он, она, его, её.
    

    И дается пример:
    Так, в тексте: В романе изображена женщина, увлечённая работой. Она нужна моим товарищам – недопустимо употребление местоимение она, поскольку в предыдущем предложении есть два существительных женского рода: женщина, работа.
    
    Я старательно пытаюсь избежать подобного, но результатом является постоянное упоминание имени персонажа. Получается что-то вроде:
    Кларенс позвонил по телефону. Закончив разговор, Кларенс повернулся к профессору и с наслаждением ударил его в челюсть надетым на руку кастетом. Хрустнули зубы и протчее.
    С одной стороны, во втором предложении можно заменить имя персонажа на "он". Но, с другой стороны, правила русского языка не дают мне это сделать - в предыдущем предложении, кроме Кларенса, имеется еще и телефон, хотя по смыслу понятно, что телефон самостоятельно закончить разговор не может. (Хотя кто его знает, какие телефоны в будущем?) Как быть? Как правильно?
    (Вариант "Кларенс поднял трубку. Закончив разговор, он с огромным удовольствием ударил профессора ногой в живот" не рассматриваем. Интересует языковая коллизия, которой избежать невозможно).
0
17:14
708
RSS
17:53
+1
Можете смело использовать местоимение. Ведь в данном конкретном случае и женщина и работа, которую она делает, будут нужны)))
18:22
То есть, в принципе, такое построение предложений — норма?
Кларенс пожал управляющему руку и поднялся по трапу, гремя толстыми подошвами по ребристым металлическим ступеням. Стюард показал ему каюту номер пятьдесят четыре – маленькое, выкрашенное стойкой кремовой краской помещение.
18:34
+1
Именно здесь лучше А ПОТОМ ОН. Так как главной фигурой в предыдущем предложении является Кларенс (если имеется в виду что он и есть стюард)
18:40
Он не стюард. Это Кларенсу стюард показал каюту. Тогда управляющего выбросим. Он вносит сумятицу. Получается вот так:
Кларенс поднялся по трапу, гремя толстыми подошвами по ребристым металлическим ступеням. Стюард показал ему каюту номер пятьдесят четыре – маленькое, выкрашенное кремовой краской помещение. Две койки одна над другой, зеркало и умывальник. Нехитрая, можно сказать, спартанская обстановка.
19:03
+1
Да.
19:20
Очешуительно. У меня столько времени уходило на устранение коллизий, и получалось очень коряво.
19:29
А на это всегда больше всего времени уходит.)))
19:42
Но теперь, со справочником Розенталя, это будет куда проще. )))
Комментарий удален
20:56
Согласна.Главное, чтоб не возникало эффекта«школьного сочинения»)))

Андрей Болконский часто ездил поглядеть тот дуб, на который он был похож как две капли воды.
В какой-то статье встречал совет начинать введение нового персонажа с составления списка слов, которыми он может обозначаться (имя, фамилия, прозвище, титул, профессия, национальность, пол...). Что за статья, не помню, но советом стараюсь пользоваться.
21:06
Увы. Кларенс может обозначаться только по имени. Я не могу его даже по фамилии назвать — лишь в диалогах его называют «господин Хантер». Если Максима «Маська» Безымянного еще можно назвать по его занятию — проводник (в Зону), то с учебным Кларенсом у меня полный швах.
21:36
Почему он не может обозначаться Хантер, если из диалогов понятно, что это он?
23:03
Ну как-то так сложилось. Тогда вопрос. Вот отрывок, если его написать так, будет нормально?
Кларенс вошел в кабинет на втором этаже и едва не лишился дара речи. За большим столом, заваленным бумагами, сидел румяный усач и увлеченно двигал мышкой, уставившись покрасневшими глазами в древний монитор. Где он откопал такой антиквариат? Музей ограбил?
— Заполните! – не отрываясь от своего занятия, клерк протянул лист бумаги и ручку.
Писанина — только этого не хватало для полного счастья. Вопросы показались Хантеру идиотскими, на некоторые он вообще не смог найти подходящего ответа. Почем он, к примеру, знает, кто его родители? Уже давно никто не воспитывает детей самостоятельно. С трудом разделавшись с анкетой, Кларенс(или здесь можно написать «он»?) развалился на стуле. Чиновник, наконец, оторвался от монитора.
на некоторые он вообще не смог найти подходящего ответа. Почем он, к примеру, знает, кто его родители? Уже давно никто не воспитывает детей самостоятельно. С трудом разделавшись с анкетой, Кларенс(или здесь можно написать «он»?) развалился на стуле. — не надо третий раз подряд писать «он»)))!
Комментарий удален
23:25
+2
Нет, двух одинаковых слов(«он») в двух идущих друг за другом предложениях идти не должно)))
Первое правило написания сочинений в советской школе на уроках литературы)))
Поэтому чередуйте: Кларенс, Хантер, Он))) Можете вставлять мужчина, ученый, спрашивающий, интересующуйся или кто то ещё там он у Вас)))
00:42
Кларенс, вообще-то, пилот (и следователь транспортной безопасности, но делать ему в этой должности нечего). Но нельзя же его так называть, когда он просто идет по городу.
00:44
+2
Почему нельзя? Это зависит насколько на данный момент Вы довели до сознания читателя это, как его характеристику))), отличительную черту, чтобы было понятно о ком идет речь.
07:27
Канцеляризмы лучше не вставлять. Критики живьем сожрут)))
11:35
Критиков боятся- за перо не браться)))
Критики всегда найдут к чему придраться)))
А читатели мелкое нарушение правил простят, если вообще заметят))).Главное, чтобы было интересно и понятно)))
Кларенс позвонил по телефону. Закончив разговор, Кларенс повернулся

не вижу никакой проблемы. Телефон не может заканчивать разговор, соответственно, это должен сделать кто-то одушевленный. Речь до этого шла о Кларенсе. Если кто-то не поймет, то у него проблема с причинно-следственными связями
09:51
Излишнее повторение имени влияет на восприятие))) К тому же любой критик, повторюсь, опустит ниже плинтуса так, что писать лет 10 не захочется.
Так я и говорю, что можно писать «он». Хотя я бы вообще перефразировал подобный абзац
10:04
Во втором предложении Кларенса можно много чем заменить, это только автор может сказать. Либо мужчина, либо упомянуть его профессию или род деятельности — например, гангстер)
20:07
Хрустнули зубы и протчее.

последнее слово явно без Т пишется. и хрустнула там скорее челюсть. И за что вы так с профессором?!
20:14
Может, Кларенс с профессором сценку для спектакля разыгрывали? Это только пример, причем шуточный. «Протчее» — это устаревшее написание. Иногда так пишут, чтобы закосить под старину.
20:19
вордовской орфографии оно явно не по вкусу.
20:21
Разумеется. Он не понимает и слова «коие», ничтоже сумняшеся, иже с ними и т.д.
21:22
«иже с ними» у меня Ворд постоянно хочет заменить на «ежа в мине». Не пойму почему)))
Комментарий удален
В том-то и дело, что тут скорее будут ляпы переводчика.
19:54
В этом случае дело не только в преподавании русского языка, а в утрате советской школы, корни которой уходят ещё к литераторам царской России, художественного перевода.Когда переводчик был ещё и классным филологом, знатоком тонкостей не только русского, но и чужого языка.
В советское время, когда говорил, что нравятся стихи Бернса, с улыбкой уточняли:«В оригинале или у Маршака)))»
21:00
… если предложение содержит несколько существительных мужского или женского рода, то недопустимо в последующем предложении использовать местоимения он, она, его, её.

Мне вот интересно: кого начитались люди, придумавшие это правило? Наверное, Пелевина.

Однако по подобному правилу чрезвычайно сложно описывать активные сцены.

"Джонни сделал перебежку в сторону, открывая себе обзор перед валуном и пытаясь накрыть убийцу Битти. Он заметил еще одну группу наемников, с другой стороны комплекса, стрелявших на бегу. Он вжался в камень, тщательно прицелился и изрешетил всех."

Чередовать через предложения существительные и местоимения, значит, нельзя, но и одни местоимения в каждом предложении ведь тоже недопустимы. Скорее всего, составителю правила неведом термин «тавтология».
01:51
В искусстве никаких правил быть не может. И повторения имени могут быть на каждом шагу, и хоть сто раз что в одном предложении. Вы несете читателю СВОЮ мысль, и ВЫ несете ее так, как вам одобнее. Правил для писателей не существует. Чем интересны Хорошие авторы? Они создают свой мир, свои правила поведения в этом мире, оригинальную стилистику, владеют чувством слова, колдовством.
Работайте, ребята.
17:51
+1
Правил нет, но есть чувство слова, такта и уважения к читателю, особливо к грамотному, который подобные экзерсисы будет воспринимать близко к сердцу и, скорее всего, бросит читать уже после пятого абзаца, увидев, что автор вытворяет.
У меня есть рассказ, где у главного персонажа имеется только фамилия. По сюжету это конкретный человек, но в контексте подразумевается абстрактный, то есть главным героем может быть абсолютно любой, в том числе и женщина. Вот там пришлось повыкручиваться, до сих пор над текстом работаю, поскольку многим постоянный повтор фамилии настолько режет глаза, что постоянно тычут мне в глаза этим. Но текст хорош по замыслу, по исполнению же «бяда, огорчение». А выкинуть в корзину жалко.