Звёздная пыль

Форма произведения:
Миниатюра
Автор:
Суворов Алексей
Текст произведения:

Август – последний месяц лета – у дачников знаменуется открытием сбора урожая, школьники начинают чувствовать себя неуютно, как-то вдруг осознавая, что пора самых длинных каникул подходит к концу. Погода, будто бы чувствуя волнение, охватившее молодёжь, тоже меняется – всё чаще летний зной сменяется тусклой осенней облачностью и дождями, а то и вовсе грозовыми ливнями. В уже не столь частые погожие безоблачные ночи можно видеть, как звёзды, до того будто бы крепко приколоченные к небосводу, срываются, летят, яркими росчерками хвостов разрывая ночь. Некоторые из них свой последний полёт заканчивают над холодными, но всё ещё светлыми заполярными льдами севера, смешивая искристую пыльцу с ажурными снежинками. Другие же, наоборот, спускаются с небес где-то далеко-далеко на юге, быть может, в самой Африке. Однако эти земли слишком далеко, и я даже представить не могу, чем оборачиваются звёздам их южные маршруты.

Возможно, некоторые из хвостатых летунов приземляются в тёмные воды Чёрного моря, искрящиеся тысячами проколов отражённых ночных светил… возможно, ведь всё в августе меняется, меняется и Черное море. Почему бы падающим звёздам не быть тому причиной?..

К примеру, в самом западном уголке Крыма, неподалёку от мыса Тарханкут, как и в более северных регионах России чаще начинает накрапывать дождь. Именно накрапывать – ни разу на моей памяти редкие летние тучки ни извергали на степь что-либо более серьёзное. Ветер, и без того всегда тут сильный, ещё более крепчает; темнеет вода, всё чаще переворачиваясь под бешеными порывами изменчивых воздушных течений; выше становятся волны, периодические июльские штили оставляют за собой лишь память да группы больших голубоватых медуз, однако и то вскоре исчезнет – медузы, испугавшись волнения, откочуют в море, а память, как нам этого не жаль, имеет свойство истаивать.

Однако не только эти поверхностные признаки указывают на изменения в природе – сама вода, казалось бы, неизменно чистая здесь, чуть мутнеет. Ныряльщик, до того легко видевший и оценивавший дно на глубине метров под двадцать, теперь напряжённо всматривается, пытаясь различить какого рода рельеф уже на пятнадцати. Кажется, будто бы в воде растворилось что-то; что-то, раньше никак себя не проявлявшее и незаметно исчезавшее в разгар осени.

А ещё после этого вода начинает… светиться.

Ранней ночью, когда закатная заря окончательно погаснет, а бриз, меняясь, ненадолго утихнет – самое лучшее время для наблюдения… хотя, пожалуй, правильнее сказать: для любования. Говорят, бывает, когда даже волны, выбегая к ногам, переливаются сплошным голубоватым сиянием, а брошенный в воду камень ярко вспыхивает, касаясь чуть волнующейся поверхности. Лично я такого не наблюдал, так что описанное ниже опирается на мой собственный опыт.

Поначалу, только зайдя в море, ничего не замечаешь – вода у берега чистая, точно такая же, как и месяц назад. Однако, постепенно погружаясь в темную, а от того кажущуюся бездонной, пучину, начинаешь вскользь замечать вокруг своего тела редкие голубые проблески, похожие на вспышки падающих звёзд. С увеличением глубины их становиться всё больше – спутать теперь с отражёнными точками маленьких сестриц солнца их практически невозможно. Наконец, можно плыть.

Легкий плеск волн, что раздвигают твои руки удивительно гармонирует с крохотными, ничуть не больше своих небесных собратьев, звёздочками, что невесомой пыльцой срываются с локтей, запястий, пальцев…

Сверху – тёмно-тёмно-синее небо в бесчисленных узорах созвездий; снизу – тёмно-тёмно-синее море, вспыхивающее при каждом движении; спереди – невидимый в ночи горизонт да чуть светящаяся дымка над ним; сзади вырисовывается на фоне неба ещё более тёмный, чем оно, берег. Всё вокруг – как будто отражение друг друга…

Красоту описать невозможно. Она слишком удивительна и непостижима, чтобы облечь её в ровные ряды печатных строк. Да… и, пожалуй, опираясь на вышеуказанное, я предпочту скромно раскланяться, оставив Вас наедине с предыдущими абзацами.

+2
788
RSS
Комментарий удален
11:39
+1
Обана! Вона как, оказывается, на людей сходит благоволение свыше)

Кстати, у меня есть ещё одна зарисовка-описание, она была написана где-то месяц назад. Если вы ещё не читали, вот:
perekrestki-mirov.bibliowiki.ru/proizvedeniya/raznoe/balet.html
18:33
+1
Умение творить картины словами — определенно редкий талант. И автору это прекрасно удается. Описание природы настолько красочно и реалистично, что возникает ощущение присутствия. Отличная зарисовка.
Но добавлю немного вычитки:
темнеет вода, всё чаще переворачиваясь под бешеными порывами изменчивых воздушных течений

Я очень туманно представляю себе как вода может переворачиваться. Думаю, автор имел в виду волны накрывающие друг друга. На мой взгляд, это сказано коряво.
А ещё после этого вод начинает… светиться.

Пропущена буква в слове «водА»
Комментарий удален
19:24
+1
Э-эх, по первому замечанию сразу видно, что человек ни разу не был на море)) «Вода перевернулась» — так говорят, когда ветер с берега отгоняет прогретую воду в море, на место которой из глубины поднимается более холодная. Т.е. если не вдаваться в подробности, то она просто очень быстро холодает, обычно, правда, не сильно. Прям вспомнилось, как меня однажды упрекали в в употребление к существительному «ель» прилагательное «голубая» и тоже очень возмущались по этому поводу)

Насчёт опечатки в слове «вода» — подправим. Прям вот сейчас.

Ну и конечно же благодарности за похвалу, как ж без этого! Видно что не зря я сутки пыхтел за монитором)
Итак, выспавшись, добрался на свежую голову. Начну как всегда с грамматических моментов.

Август – последний месяц лета – у дачников знаменуется открытием сбора урожая,

Последний месяц лета выглядит уточнением месяца. Я советовался с парой человек, но к определенному решению не пришли. Неизвестно, насколько верны здесь тире, но запятые здесь больше по смыслу подходят, на мой взгляд. Может, кто-то более опытный обратит на это внимание и даст окончательный вердикт.
, как-то вдруг осознавая

как-то смущает слегка. Школьники начинают, и здесь как-то вдруг осознавая. Больше подошло бы «постепенно осознавая». Заодно на как-то не спотыкаешься при чтении
тоже меняется – всё чаще летний зной сменяется

здесь больше подойдет двоеточие
В уже не столь частые погожие безоблачные ночи

режет слух сильно такое построение
можно видеть, как звёзды

здесь нет сравнения, запятая лишняя
до того будто бы крепко приколоченные к небосводу

казалось, приколоченные к небосводу — лучше звучит
летят, яркими росчерками хвостов разрывая ночь

стоит после летят начать оборот с разрывая ночь, красивее звучит
Некоторые из них свой

некоторые не слишком смотрится, на мой взгляд
над холодными,

учитывая, что дальше речь обо льдах, то ясно, что они холодные. Тем более, северные
ещё светлыми

Я плохо знаю полярные льды, но причем здесь «светлые»?
Другие же,

В связи с этим в предыдущем предложении «некоторые из них» заменить просто на «одни»
далеко-далеко на юге, быть может, в самой Африке.

не совсем ясно, что имеется ввиду. Африка это не самый южный континент
Однако эти земли слишком далеко

после однако запятая
чем оборачиваются звёздам их южные маршруты.

Я понимаю, что здесь пытается идти привязка к географии описываемой местности. Но Африка ненамного дальше тех самых льдов (наверняка имеются ввиду полярные), о которых идет речь.
Черное море впадает в Средиземное, а там уже Африка.
искрящиеся тысячами

Много искрящегося на квадратный метр
тысячами проколов отражённых ночных светил…

очень смущает эта метафора, больше смотрится как нагромождение
Почему бы падающим звёздам не быть тому причиной?..

Потому что есть законы движения планет вокруг Солнца и собственной оси. Какой вопрос, такой и ответ. Если бы было «пусть и будут падающие звезды этому причиной». Или «представим, что именно они всему причина», в этих смыслах вопросов нет
К примеру,

Даже «например» в таком типе зарисовок смотрится не очень. Здесь все-таки описание в первую очередь, а не доказательства теории.
как и в более северных регионах

более или менее следует избегать. «Как и в регионах севернее/к северу»
России чаще начинает накрапывать дождь.

Логическая нить потерялась по дороге. Мы идем по линии «все меняется, и звезды тому причина». Предложение построено так, что все предыдущее попросту отметается, с красной строки начинается совершенно новая мысль, не имеющая отношения к остальному тексту.
тучки ни извергали на степь

«не»
что-либо более серьёзное.

тут, я думаю, без комментариев
ещё более крепчает

снова «более»
и без того всегда тут сильный

лучше и без того сильный в этих краях
под бешеными порывами изменчивых воздушных течений

до этого речь шла о ветре. Думаю, и так ясно, под порывами чего вода переворачивалась
периодические июльские штили оставляют за собой лишь память да группы больших голубоватых медуз

речь о волнах, и тут мы переходим к штилям и медузам… резковато
однако и то вскоре исчезнет

скорее не «то», а «все». «то» — это что-то одно конкретное
Ветер, и без того всегда тут сильный, ещё более крепчает; темнеет вода, всё чаще переворачиваясь под бешеными порывами изменчивых воздушных течений; выше становятся волны, периодические июльские штили оставляют за собой лишь память да группы больших голубоватых медуз, однако и то вскоре исчезнет – медузы, испугавшись волнения, откочуют в море, а память, как нам этого не жаль, имеет свойство истаивать.

Дробить. Дробить нещадно все предложение
Однако не только эти

запятая
эти поверхностные признаки

канцелярит
на изменения в природе

скорее перемены
, до того легко видевший и оценивавший

лучше не до того, а раньше. И если легко оценивавший еще туда-сюда, то легко видевший уже перебор. Не говоря о том, что глаголы всегда предпочтительнее в таких ситуациях причастий
какого рода рельеф уже на пятнадцати

пять метров так бросаются в глаза? Я просто спрашиваю, не более, ибо не ныряльщик
растворилось что-то; что-то

лучше поставить спасительную точку
раньше никак себя не проявлявшее и незаметно исчезавшее в разгар осени.

тоже самое, лучше глаголы
утихнет – самое лучшее время для наблюдения

после деепричастного оборота запятая без вариантов. Дефис оставлять или нет, сказать не могу
Говорят, бывает, когда даже волны,

корявенько
выбегая к ногам,

тогда уж набегая
Лично я такого не наблюдал, так что описанное ниже опирается на мой собственный опыт.

Странное предложение. А описанное выше тогда нам зачем? И до какого именно момента герой текста не наблюдал описанное выше?
Не знаю, зачем сообщать это читателю. Для него ничего это не изменит. Здесь ведь не автобиография
а от того кажущуюся

не слишком хорошо звучит
Однако, постепенно погружаясь в темную, а от того кажущуюся бездонной, пучину, начинаешь вскользь замечать вокруг своего тела редкие голубые проблески, похожие на вспышки падающих звёзд.

все предложение надо перефразировать
С увеличением глубины

без комментариев
всё больше – спутать теперь

запятая
теперь с отражёнными точками маленьких сестриц солнца

нагромождение
что раздвигают твои руки удивительно

запятая
сзади вырисовывается на фоне неба ещё более тёмный, чем оно, берег.

тут только перефразировать
Всё вокруг – как будто отражение друг друга…

лишний дефис
вышеуказанное,

может, вышесказанное?

В остальном погоня за красивым слогом часто усложняет текст там, где это не нужно. Если вырезанное слово не меняет смысл предложения, его предпочтительнее выкинуть. Я всегда советую читать Розенталя в случаях, когда есть вопросы в пунктуации. Оттуда много чего можно почерпнуть.
А из почитать могу посоветовать зарисовки природы того же Бунина, к примеру.

К самой миниатюре претензий нет, мысль (в основном), вполне понятна и четко передана, красоту и величие описываемой картинки вполне можно почувствовать и представить. Правда, некоторые абзацы не слишком-то нужны. Начали про звезды, закончили про переливы звезд в ночном небе, все эти ветра и дожди посередине выбиваются. Да и сам август к концовке имеет опосредованное отношение. Опять же, не живу у моря, но в июле или июне нечто похожее не происходит?
К тому же, у нас идет жизнеописание природы, дачники и школьники слабо вписываются. Понятно, зачем они, и какой переход обеспечивают, но это не твердая нога с широкой поступью, а кривой костыль.
В остальном никаких вопросов нет, по жанру все достаточно четко.
23:25
+1
Ого-го! Не ожидал! Большое спасибо за такую титаническую работу! Однако всё же… давайте так, я, не удаляя оригинал, подправлю текст по вашим замечаниям и посмотрю, как он измениться — так на вскидку и не могу сказать, пойдёт ли ему это на пользу.

Ещё раз благодарю за титанический труд.
Могу сказать по своему опыту — это первое, что нужно сделать) чтобы потом можно было сосредоточиться на других ошибках и проблемах текста, и в будущем при перечитывании глаз цеплялся за другие вещи. И восприятие текста меняется, так или иначе, а чем шире восприятие, тем лучше
И не могу сказать, что труд титанический, всего-то полтора часа неспешного чтения с перерывами)
21:46
+1
Понятно. Только в следующий раз, если удобно, можете большие отзывы оформлять без применения цитат? Курсивом, к примеру, выделят вместо этого? А то места занимает туеву кучу, а пользы особой и нет. Хорошо?
Я попрошу админов добавить спойлеры, они очень помогут, и все это можно будет скрыть под одной строчкой)
13:05
+1
Меня тут из школы отпустили раньше, так что давайте разбирать полёты, то есть ваши замечания. Я, как уже было сказано выше, колеблюсь исправлять всё без продолжительных дискуссий) Ну что ж, полетели?..

«Август – последний месяц лета – у дачников знаменуется открытием сбора урожая,
Последний месяц лета выглядит уточнением месяца. Я советовался с парой человек, но к определенному решению не пришли. Неизвестно, насколько верны здесь тире, но запятые здесь больше по смыслу подходят, на мой взгляд. Может, кто-то более опытный обратит на это внимание и даст окончательный вердикт.» — Да, последний месяц лето это уточнение, и да, оно может оформляться тире по краям. Впрочем, как и запятыми, насколько я знаю это одно и тоже, только обособленное разными знаками.

", как-то вдруг осознавая
как-то смущает слегка. Школьники начинают, и здесь как-то вдруг осознавая. Больше подошло бы «постепенно осознавая». Заодно на как-то не спотыкаешься при чтении" — О нет! Вспомни, о взрослый, свои ощущения времен школьной скамьи, а уж в описании чувств ты можешь всецело положиться на заматерелого школьника, пишущего эти строки)
Ну а если серьёзно, то моё описание точно отражает мои летние тяжкие предчувствия) и только фраза «как-то вдруг осознавая» всецело заключает их в печатные строки.

«тоже меняется – всё чаще летний зной сменяется
здесь больше подойдет двоеточие» — согласен на все двести процентов. Я вообще как-то не люблю двоеточие и частенько заменяю его на тире. Интересно, это мания или фобия, вот в чём вопрос?))

«В уже не столь частые погожие безоблачные ночи
режет слух сильно такое построение» — ваше тоже) «Сильно режет слух...» — было бы лучше. Теперь к замечанию: я подумаю, поверчу предложение и так и сяк, что бы без потери смыслового значения. Может что и выгорит.

«можно видеть, как звёзды
здесь нет сравнения, запятая лишняя» — Это вообще-то сложноподчинённое предложение. Союз — «как». Первая основа — можно видеть (составное (или как бишь там его) сказуемое), вторая — звёзды (подлежащие) что-то там делают (лень лезть в текст и смотреть) — сказуемое.

«до того будто бы крепко приколоченные к небосводу
казалось, приколоченные к небосводу — лучше звучит» — возможно, надо смотреть.

«летят, яркими росчерками хвостов разрывая ночь
стоит после летят начать оборот с разрывая ночь, красивее звучит» — так же надо смотреть в контексте.

«Некоторые из них свой
некоторые не слишком смотрится, на мой взгляд» — Ну не знаю… как по мне, так всё в порядке. Но опять же сделаю «дубль два» и сравню с оригиналом.

холодными,
учитывая, что дальше речь обо льдах, то ясно, что они холодные. Тем более, северные" — принесём же логику в жертву красивому описанию!!!
В общем-то по физическим законам лёд вполне может быть куда выше температуры кипения. достаточно поместить его в место с таким давлением, что оно не позволит молекулам разлетаться, испаряясь, а потом нагреть. Ну это уже к слову — главным моим высказыванием служит красота, ради которой, собственно, и создано всё произведение.

«ещё светлыми
Я плохо знаю полярные льды, но причем здесь «светлые»?» Эммм… полярная ночь, полярный день, не? А летом как раз на северном полюсе стоит день.

«Другие же,
В связи с этим в предыдущем предложении «некоторые из них» заменить просто на «одни»» — что-то вообще закономерность не вижу. «Некоторые» — слово вполне сочетающееся с «другие же». Но, как уже говорилось выше, посмотрю.

«далеко-далеко на юге, быть может, в самой Африке.
не совсем ясно, что имеется ввиду. Африка это не самый южный континент» — имелось ввиду, что она относительно Воронежа, в котором я живу, и Крыма, где отдыхал, «далеко-далеко». А то что Африка на юге относительно России и коту понятно)

«Однако эти земли слишком далеко
после однако запятая» — мне бы правило пунктуации, по которому я могу ориентироваться. Уж извините, но в вашей рукописи, на моей памяти, тоже ошибок пунктуационных было немало.

«чем оборачиваются звёздам их южные маршруты.
Я понимаю, что здесь пытается идти привязка к географии описываемой местности. Но Африка ненамного дальше тех самых льдов (наверняка имеются ввиду полярные), о которых идет речь.
Черное море впадает в Средиземное, а там уже Африка.
» — Нет, вы всё неправильно понимаете)) никакой привязки нет, это была просто красивая фраза, и только из-за этого она здесь)

«искрящиеся тысячами
Много искрящегося на квадратный метр» — Всё норм, море же большое, от горизонта до горизонта, как и небо. Так что все поместятся, не беспокойтесь)

«тысячами проколов отражённых ночных светил…
очень смущает эта метафора, больше смотрится как нагромождение» — для повествования — да, для описания — нет. Собственно это произведение — одно сплошное нагромождение из причастий, деепричастий, и прилагательных)

«Почему бы падающим звёздам не быть тому причиной?..
Потому что есть законы движения планет вокруг Солнца и собственной оси. Какой вопрос, такой и ответ. Если бы было «пусть и будут падающие звезды этому причиной». Или «представим, что именно они всему причина», в этих смыслах вопросов нет — О, ностальгия… Сразу вспомнился Джеромский Гаррис))

»К примеру,
Даже «например» в таком типе зарисовок смотрится не очень. Здесь все-таки описание в первую очередь, а не доказательства теории." — Тогда чего вы только что мне про солнечную систему рассказывали? Ведь это описание, а не научное произведение? Если же возвращаться к данному замечанию, то я не вижу повода убирать «К примеру» — в предыдущем абзаце я упомянул, что Чёрное море изменяется, а теперь привожу пример — ту местность в которой побывал. Как по мне, то если специально не обращать внимание читателя на эту мелочь, то он даже и не заметит — я при чтении легко пробегаю этот кусок, не запинаюсь.

«как и в более северных регионах
более или менее следует избегать. «Как и в регионах севернее/к северу»» — можно объяснить, почему надо избегать?

«России чаще начинает накрапывать дождь.
Логическая нить потерялась по дороге. Мы идем по линии «все меняется, и звезды тому причина». Предложение построено так, что все предыдущее попросту отметается, с красной строки начинается совершенно новая мысль, не имеющая отношения к остальному тексту.
— почему же? Я веду мысль, что всё меняется — вот вам дождь как пример.

»тучки ни извергали на степь
«не»" — опять же согласен на все двести, сейчас закончу и исправлю.

«что-либо более серьёзное.
тут, я думаю, без комментариев» — можно всё-таки с комментариями? Я что-то вашу мысль, так сказать, по дороге потерял…

«ещё более крепчает
снова «более»» — так почему избегать «более»? Слово как слово. Это как избегать некоторых слов из-за проскакивающих в них «вшей, ужей, щей и т.д.» — да, в большом количестве звучит, как и любая тавтология, ужасно, однако если использовать в меру — то почему нет?

«и без того всегда тут сильный
лучше и без того сильный в этих краях» — опять же подумаем-с.

«под бешеными порывами изменчивых воздушных течений
до этого речь шла о ветре. Думаю, и так ясно, под порывами чего вода переворачивалась» — и вновь логику на алтарь красоте)

«периодические июльские штили оставляют за собой лишь память да группы больших голубоватых медуз
речь о волнах, и тут мы переходим к штилям и медузам… резковато» — штиль — отсутствие ветра и, что логично, волн. Когда стоит штиль близко к берегу в поисках корма подплывают медузы — раньше они боялись быть выкинутыми на берег. Всё плавно-гладко, не надо мне тут…

«однако и то вскоре исчезнет
скорее не «то», а «все». «то» — это что-то одно конкретное» — однозначно что-то конкретное — память и медузы)

«Ветер, и без того всегда тут сильный, ещё более крепчает; темнеет вода, всё чаще переворачиваясь под бешеными порывами изменчивых воздушных течений; выше становятся волны, периодические июльские штили оставляют за собой лишь память да группы больших голубоватых медуз, однако и то вскоре исчезнет – медузы, испугавшись волнения, откочуют в море, а память, как нам этого не жаль, имеет свойство истаивать.

Дробить. Дробить нещадно все предложение» — Не, не дождётесь) в описании вполне допустимы предложения такого вида — да, собственно, это и есть множество небольших предложений, разделённых знаком ";" — это объединяет их в одну логическую группу. Типа мини-абзац.

«Однако не только эти
запятая» — опять же почему.

«эти поверхностные признаки
канцелярит» — если немножко, то можно) к тому же эта фраза несильно и выбивается из общей стилистики текста.

«на изменения в природе
скорее перемены» — а в чём, собственно, разница?

«до того легко видевший и оценивавший
лучше не до того, а раньше. И если легко оценивавший еще туда-сюда, то легко видевший уже перебор. Не говоря о том, что глаголы всегда предпочтительнее в таких ситуациях причастий» — насчёт «раньше» — согласен. Однако если вода непрозрачна, то то смотреть сквозь неё отнюдь не ЛЕГКО. Так что всё в порядке.

«какого рода рельеф уже на пятнадцати
пять метров так бросаются в глаза? Я просто спрашиваю, не более, ибо не ныряльщик» — да. Для этого не надо быть ныряльщиком, просто сравните высоту до земли, высунувшись из окна первого этажа и второго. Разница как раз четыре-пять метров.

«растворилось что-то; что-то
лучше поставить спасительную точку» — опять же я таким образом объединяю предложения, что бы не городить сложные связи. Хотя особой разницы между точкой и точкой-запятой в данном контексте не вижу.

«раньше никак себя не проявлявшее и незаметно исчезавшее в разгар осени.
тоже самое, лучше глаголы» — вполне звучит и так. Не вижу смысла что-либо править.

«утихнет – самое лучшее время для наблюдения
после деепричастного оборота запятая без вариантов. Дефис оставлять или нет, сказать не могу» — после запятой спокойно может стоять дефис, если случай как сейчас. Добавлю запятую, добавлю.

«Говорят, бывает, когда даже волны,
корявенько» — вполне читабельно, не понимаю, что вам пришлось не по вкусу.

«выбегая к ногам,
тогда уж набегая» — набегая к ногам? Тоже неплохо, но чем вам не понравился оригинал?

«Лично я такого не наблюдал, так что описанное ниже опирается на мой собственный опыт.
Странное предложение. А описанное выше тогда нам зачем? И до какого именно момента герой текста не наблюдал описанное выше?
Не знаю, зачем сообщать это читателю. Для него ничего это не изменит. Здесь ведь не автобиография
» — герой текста — автор, я то бишь, следовательно повествование идёт от моего лица. Я ни разу в живую такого не видел, только на видио или фото в интернете. Мой собственный опыт описан в тексте, большего искрящийся планктон показать мне не удосужился, а описание светящихся вол идёт как раз по вышеупомянутым видео/фото. Рассказ должен быть как можно более реальным, так что всё описано с моих ощущений.

«а от того кажущуюся
не слишком хорошо звучит» — и что же вы предложите, что бы «зазвучало»?

«Однако, постепенно погружаясь в темную, а от того кажущуюся бездонной, пучину, начинаешь вскользь замечать вокруг своего тела редкие голубые проблески, похожие на вспышки падающих звёзд.
все предложение надо перефразировать» — не вижу в нём особых недостатков, так что если вы мне поможете, буду весьма любезен. Я долго думал над этим моментом — вариант перед вами оказался лучшим из множества альтернатив. так что если у вас получится то, что не получилось у меня, буду, как уже упоминалось, весьма благодарен.

«С увеличением глубины
без комментариев» — и вновь я не понимаю ход ваших мыслей… опять что-то на подобии голубых елей и переворачивающейся воды?

«всё больше – спутать теперь
запятая — и вновь — почему? Можете указать на правило, которым пользуетесь, выявляя ошибку?

»теперь с отражёнными точками маленьких сестриц солнца
нагромождение" — я уже объяснял, что это чистое повествование с легкой пудрой рассуждения, следовательно тут возможно то, что покажется излишним в описании.

«что раздвигают твои руки удивительно
запятая» — правило.

«сзади вырисовывается на фоне неба ещё более тёмный, чем оно, берег.
тут только перефразировать» — мне фраза нравится, ваши варианты?

«Всё вокруг – как будто отражение друг друга…
лишний дефис» — Ну во-первых это тире. Здесь оно служит (по крайне мере я его поставил здесь служить) местом препинания — местом, где для полного восприятия текста при чтении следует сделать паузу.

«вышеуказанное,
может, вышесказанное?» — а может это синонимы, не?

В остальном погоня за красивым слогом часто усложняет текст там, где это не нужно — этот текст и не должен быть простым. Моя главная цель — сделать его красивым. Идеал простейшего текста — нераспространенные предложения, по одному в абзац. Меня такой вариант не интересует. Однако текст должен быть и читабельным, для упрощения восприятия читателем. На мой взгляд сейчас текст имеет положение где-то на золотой середине между читабельностью и красотой, в отличии от той же первой попытки (которую я, кстати, недавно чуть подправил), склонившийся к красоте и громоздкость. С третьей же стороны громоздкий текст не смотря на обилие красивых слов не столь уж и привлекателен… Так что, как уже было сказано, надо искать золотую середину между скудословием и громоздкословием. Имя ему — красота. На мой взгляд для каждого из типов — описание, повествование и рассуждение — своя «золотая середина». И красота повествования не подходит описанию с элементами повествования/рассуждения. и т.д.

Если вырезанное слово не меняет смысл предложения, его предпочтительнее выкинуть. — не согласен. Любое слово, хоть немного, но изменяет смысл всего предложения. Ну если не считать синонимы, конечно, о них вообще и речи не идёт.

Я всегда советую читать Розенталя в случаях, когда есть вопросы в пунктуации. Оттуда много чего можно почерпнуть.
— глянем, почему же нет?

А из почитать могу посоветовать зарисовки природы того же Бунина, к примеру. — наивен человек, советующий мне мой идеал)

Правда, некоторые абзацы не слишком-то нужны. Начали про звезды, закончили про переливы звезд в ночном небе, все эти ветра и дожди посередине выбиваются. — не соглашусь. Это переходный пункт, обязательный для циклического стихотворения-текста.

август к концовке имеет опосредованное отношение. Опять же, не живу у моря, но в июле или июне нечто похожее не происходит? — не знаю, как у вас, а на тарханкуте планктон появляется только в конце июля — в августе.

К тому же, у нас идет жизнеописание природы, дачники и школьники слабо вписываются. Понятно, зачем они, и какой переход обеспечивают, но это не твердая нога с широкой поступью, а кривой костыль. — Хм, на мой взгляд всё нормально, это вступление. Введение, если хотите. Начинаю из далека, подводя текст к заданной теме.

Ещё раз благодарю за оказанную помощь — во многих местах она оказалось неоценимой. и всё же оформляйте курсивом, а то мотать ну прямо очень долго, ориентироваться даже в спойлере будет неудобно)
Да, последний месяц лето это уточнение, и да, оно может оформляться тире по краям. Впрочем, как и запятыми, насколько я знаю это одно и тоже, только обособленное разными знаками.
Может и не так. Просто обычно дефисами выделяют уточнения, которые относятся не к августу напрямую. Я просто призываю этот факт проверить тщательнее, не более.
и только фраза «как-то вдруг осознавая» всецело заключает их в печатные строки.
почему все-таки «как-то вдруг»? Если убрать вдруг, то как-то осознавая звучит так, будто осознание этого может идти нескольким десятков способов. Или осознавая с каким-то трудом. Или осознание было даже скорее вынужденной, весьма неохотной мерой, что связано со временем. И тут «вдруг», что еще больше диссонанс усиливает. Но кому как. Снова просто пища для размышлений.
Интересно, это мания или фобия, вот в чём вопрос?))
я не люблю ни тире, ни двоеточие, потому что не так хорошо знаю с ними правила, как с запятыми.
ваше тоже) «Сильно режет слух...» — было бы лучше
но мы ведь разбираем ваш текст, а не текст моей критики? Я же не приводил в обсуждении моего творчества ваши неправильный окончания. Здесь рабочая дискуссия, а не выступление на лекции. Уверен, при какой-нибудь общественной работе обсуждение тоже вряд ли будет вестись с точки зрения литературного русского. Я не отрицаю ошибку, но делать на ней акцент здесь не вижу смысла.
сложноподчинённое предложение. Союз — «как». Первая основа — можно видеть (составное (или как бишь там его) сказуемое), вторая — звёзды (подлежащие) что-то там делают (лень лезть в текст и смотреть) — сказуемое.
сплоховал, не прочитал полностью. Мы все не без греха.
так же надо смотреть в контексте.
контекст не поменялся
Ну это уже к слову — главным моим высказыванием служит красота, ради которой, собственно, и создано всё произведение.
масло масленое красоте не служит
Эммм… полярная ночь, полярный день, не? А летом как раз на северном полюсе стоит день.
тогда почему мы не говорим «светлая земля»? «Светлые поля», если только не о полях пшеницы, например?
Светлый может быть день, волосы, колосья пшеницы, но никак не лед
мне бы правило пунктуации, по которому я могу ориентироваться.
Учебник по русскому Розенталя, все в свободном доступе
никакой привязки нет, это была просто красивая фраза, и только из-за этого она здесь)
у вас не стихотворение, где следование логики и смыслу часто идет в ущерб. У вас не поэтичная проза. Если в прозе предложение может поставить читателя в тупик, то красивостями эти не исправить. Либо их надо писать на таком профессиональном уровне, чтобы читатель полностью забыл, что вообще живет на планете Земля.
Всё норм, море же большое, от горизонта до горизонта, как и небо. Так что все поместятся, не беспокойтесь)
искрится то, искрится это, в тексте, где главное — это красивый язык. Красивый язык должен быть разнообразен.
Собственно это произведение — одно сплошное нагромождение из причастий, деепричастий, и прилагательных)

но метафора должна бить в цель, а не вводить мозг в прострацию. В данный момент в цель она не бьет. Может, кто-то не согласится
Сразу вспомнился Джеромский Гаррис))

причем здесь это? И кто это?
Тогда чего вы только что мне про солнечную систему рассказывали? Ведь это описание, а не научное произведение?
это я рассказывал ответ на тот вопрос, который должен вносить больше красок в текст, но вместо этого текст делает шаг назад. Описываем природные явления красиво, и задаем вопрос на уровне «как пройти в библиотеку». И вы верно сказали. Поэтому вопрос про звезды-причины всего не должен звучать так, на мой взгляд
можно объяснить, почему надо избегать?

потому что усиливать прилагательные «более» или «менее» — это разговорный жаргон, к тому же больше сравнительные. «Менее популярен, чем кто-то», «он более не властен над собой», вот здесь они подходят. А более серьезен можно заменить словом — он серьезнее. Ни к чему это нагромождение, тем более глаголы много где предпочтительнее для той же красоты текста. Ибо это точно не красит текст. Поэтому, думаю, и с более серьезное, почему без комментариев, тоже понятно.
, то если специально не обращать внимание читателя на эту мелочь, то он даже и не заметит
откуда вы знаете? Есть люди, которые впитывают каждое слово
и вновь логику на алтарь красоте)
воздушные течения — это вполне себе термин, и красоты не добавляет
Всё плавно-гладко, не надо мне тут…
ну, пассажи «не надо мне тут» достаточно невежливы, но мне все-то все равно, я просто на будущее.
И про плавно-гладко я поспорю. У вас ветер, бешеные волны с воздушными течениями, точка с запятой, и уже про штили. Это настолько же плавно, как если бы после урагана Катрина все разом бы улеглось, в миг
Не, не дождётесь) в описании вполне допустимы предложения такого вида — да, собственно, это и есть множество небольших предложений, разделённых знаком ";" — это объединяет их в одну логическую группу. Типа мини-абзац.
логическая группа? Начали с ветра… закончили медузами и памятью?
Если писать такие предложения, то либо изумительно, либо никак.
к тому же эта фраза несильно и выбивается из общей стилистики текста.
ну как вам сказать… в тексте каждая фраза не должна никак не выбиваться. И должна работать на усилие. Здесь она ничего не усиливает.
а в чём, собственно, разница?

формализмом попахивает
Однако если вода непрозрачна, то то смотреть сквозь неё отнюдь не ЛЕГКО. Так что всё в порядке.
я не придираюсь к логике, я понял, что вы хотели сказать. Я лишь говорю, что легко видевший не пишется. Вбейте в гугле любую спорную фразу, и если не найдете ничего похожего, то стоит задуматься.
Если бы без труда, а не легко, то вопросов бы не было
опять же я таким образом объединяю предложения, что бы не городить сложные связи. Хотя особой разницы между точкой и точкой-запятой в данном контексте не вижу.
вы как раз городите сложные связи, ставя точку с запятой. Точка с запятой делит части одного предложения. Точка делит разные предложения
вполне звучит и так. Не вижу смысла что-либо править.
мало того, что два причастия плохо согласованы фонетически, так еще и нагромождены. Почитайте тексты маститых авторов, сомневаюсь, что найдете нечто похожее.
вполне читабельно, не понимаю, что вам пришлось не по вкусу.
говорят, бывает, когда… так даже вслух-то в спешке язык не повернется сказать
Тоже неплохо, но чем вам не понравился оригинал?

если волны набегают, то не хочется задать вопрос «откуда»? Если выбегают, то откуда? С моря? С дна? Здесь почти как «одеть» и «надеть»
Рассказ должен быть как можно более реальным, так что всё описано с моих ощущений.

Нам здесь важен личный опыт автор или передача этого опыта, как свой. Если он описывает нам, что видел на видосике, а потом делится личными впечатлениями… странная, очень странная и спорная структура зарисовки.
и что же вы предложите, что бы «зазвучало»?
и оттого кажется, что
не вижу в нём особых недостатков, так что если вы мне поможете, буду весьма любезен.
«Однако, по мере погружения в темную, словно бездна, пучину, начинаешь вскользь замечать вокруг своего тела редкие голубые проблески, похожие на вспышки падающих звёзд.»
и вновь я не понимаю ход ваших мыслей… опять что-то на подобии голубых елей и переворачивающейся воды?
вы не про подлодку К-19 пишете
— я уже объяснял, что это чистое повествование с легкой пудрой рассуждения, следовательно тут возможно то, что покажется излишним в описании.

но это должно быть красиво, а не громоздко
мне фраза нравится, ваши варианты?
сзади вырисовывается берег, что был темнее ночного неба
а может это синонимы, не?
Как бы да, но если вы гонитесь за красивостью текста, вышесказанное звучит лучше. Ибо вышеуказанное — это ближе к формализму. Вы же в тексте нам рассказываете, а не указываете на что-то, не пытаетесь донести какую-то философскую мысль или идею глубоко толка.
Меня такой вариант не интересует.
где я хоть раз говорил о таком варианте?
главная цель — сделать его красивым.
красота должна быть умной
И красота повествования не подходит описанию с элементами повествования/рассуждения. и т.д.
это не значит, что надо класть на вторую половину
но изменяет смысл всего предложения.
далеко не всегда
наивен человек, советующий мне мой идеал)

ну так не им же единым
не знаю, как у вас, а на тарханкуте планктон появляется только в конце июля — в августе.
но у вас акцент не на планктоне
Хм, на мой взгляд всё нормально, это вступление. Введение, если хотите. Начинаю из далека, подводя текст к заданной теме.
ну так идите дальше, можно времена и нравы вписать каждого из вышеперечисленных. Если они в тексте не играют никакой серьезной роли, на них не сделан основной акцент, и тот же основной акцент никак к ним не относится, тут вопрос в целесообразности.
Опять, как во всем вышеперечисленном, только ваше право.
И да, последний момент
Уж извините, но в вашей рукописи, на моей памяти, тоже ошибок пунктуационных было немало.

Опять же, мы не мое творчество сейчас обсуждением. Ничего не мешает вам пойти и устроить мне такой же разбор. Не вижу смысла в этом «переводе стрелок», это выглядит так, будто со своими ошибками я ковыряться в вашем права не имею никакого, что делает вас выше меня.
Я же не обращаюсь к своему превосходящему возрасту и «типа большому опыту», не давлю вас своими обширными литературными познаниями в области большого количества прочитанных книг. Личность критика и его качества никак не должны мелькать в рабочей дискуссии, касающиеся произведения. Я не читаю вам мораль, меня эти слова не задевают, я просто говорю на будущее, что многие люди не столь снисходительны к подобным словам, и предпочтут проехаться по вам катком или попросту засмеять. И понять их будет можно.
13:23
+1
Давайте так. Некоторые ваши замечания (и очень многие) мне действительно очень помогли — за это большое спасибо. Некоторые я не слишком понимаю (например совет разбить большое предложение или указание на потерю в нём логической цепочки). В некоторых моментах я действительно был не сильно вежлив (по себе знаю, как это неприятно) за что и прошу прощения. Так же я извиняюсь за, как вы это назвали «перевод стрелок». Хотя и не везде вы его поняли правильно — в моменте с запятой я указывал на то, что у каждого бывают ошибки и, следовательно, я не могу на слово вам верить, от чего и попросил указать на правило, вами используемое. Так что чистый «перевод стрелок» мелькнул только раз, когда я указал вам на коряво построенное предложение.

На счёт текста — я, как уже было обговорено, буду потихонечку изменять, править, сравнивать. Я не могу сказать, что учту все ваши замечания — и думаю, что это моё право как автора — но то, что текст будет подправлен, гарантирую.

Отдельная благодарность вам, Артём, за бесценный опыт критики, что я получил в общении с вами. На следующем комментообмене я постараюсь записаться после вас)
Мне большего и не нужно. Как я говорил, я могу лишь дать совет, а будете вы поправлять или нет, мне ни холодно, ни жарко, вы автор, и тут только ваше дело.
Верить мне на слово вы ни в коем случае не должно. Да и себе тоже, раз уж на то пошло. Стоит поверить, что текст либо идеален, либо нет в нем никаких серьезных проблем — это уже заградительный барьер для самосовершенствования. Вы не будете смотреть на текст критически, а здесь вы должны критически к нему относиться в разы сильнее, чем я.
В остальном извиняться не за что, вы не столько вращаетесь как писатель в таких кругах, сколько я. В ранние свои годы и я не такие перлы выдавал.
И если вы высказали вашу позицию, вы должны извиняться только если ваш собеседник оскорбился. Будьте хоть вторым Эллисоном Харланом, здесь речь идет о вашем произведении, а не о вас. Или о других людях.
Я просто лишь указал момент, что люди не любят обычно, когда их так поправляют. И не любят, когда говорят в разборе вашего произведения на косяки их собственного.
Что делать с этой информацией — решать только вам.

На следующем комментообмене мы можем без лишних слов договориться об этом сами, без всяких очередей.
15:31
+1
Отзыв с марафона.
Достаточно подробный разбор текста уже представил Петров А.Д., так что заранее предупреждаю, могу повторяться с ним, а могу и не повторяться. Могу копать, могу не копать… Ближе к делу:

Август – последний месяц лета – у... — вместо тире должны быть запятые.
как-то вдруг осознавая, — «как-то» надо заменить, а то похоже, что автор еще сам не определился с тем, как же они «вдруг осознают»
молодёжь, тоже меняется – всё чаще летний зной сменяется — меняется — сменяется. Тавтология.
всё ещё светлыми заполярными льдами — полярные льды бывают темными?
где-то далеко-далеко на юге, быть может, в самой Африке. Однако эти земли слишком далеко, — опять тавтология: «далеко на юге» и «слишком далеко» близко по тексту сидят.
и без того всегда тут сильный — конструкция не айс. «Всегда тут» можно безболезненно удалить, будет легче читаться
растворилось что-то; что-то, раньше никак себя — «что-то; что-то» можно заменить на «нечто», предложение будет более читабельным.
Лично я такого не наблюдал — это предложение я вообще не поняла. О чем оно? В первой половине автор говорит об отсутствии наблюдения, во второй сам себе противоречит, и ссылается на собственный опыт. Либо одно, либо другое. Либо вы наблюдали и получили опыт, либо вы НЕ наблюдали и опыта, соответственно, нет.
их становиться — становится. Без Ь.

Теперь, собсна, личные впечатления. Рассказ, как рассказ. На мой взгляд много наворотов, чересчур сложных конструкций, нагружающих и без того застывший текст. Застывший, потому как нет абсолютно никакого развития: завязка, кульминация, развязка и иже с ними. Рассказ состоит из отдельных абзацев, сплетенных между собой разве что окраской.

Вывод: если бы мне предложили почитать рассказ в свободное время, я бы прочитала пару абзацев, зевнула и закрыла. Не моё, пардон. Не зашло.

17:13
+1
О, приветствую, Юлия, мне было очень интересно узнать мнение вашей вкусовщины о моём рассказе. Когда она заглянет по второму пункту?

Кстати насчёт этого «Лично я такого не наблюдал — это предложение я вообще не поняла. О чем оно? В первой половине автор говорит об отсутствии наблюдения, во второй сам себе противоречит, и ссылается на собственный опыт. Либо одно, либо другое. Либо вы наблюдали и получили опыт, либо вы НЕ наблюдали и опыта, соответственно, нет.» — может быть вы на пару с вкусовщиной перечитаете упомянутый абзац и сами во всём разберётесь?
17:36
+1
Так, отзыв на второй рассказ нужен? который уже по договоренности?
19:04
+1
Спрашиваете! Я тут полдня пыхтел над вашим текстом, расписывался, а вы: «Нужен ли?»
19:12
+1
Ну вас никто не заставлял полдня пыхтеть — яркий пример, когда инициатива имеет инициатора. Второй отзыв напишу завтра
21:19
+1
Не знаю как вы, а я свои отзывы пишу как можно более качественно. Оттого и большие временные затраты.
многое перекликается, но я бы лучше не сказал)
08:21
+1
Прочитала. мило и красиво. отзывов написано много. написано справедливо, наворотов много, лишние предложения есть, но главное у вас есть атмосфера красоты. видно вы старались.
19:37
Благодарю)
09:56
+1
Смените либо поправьте название. Такое уже есть. Ведите в поиске, он вам выдаст. Не на перекрестках, а вообще.
11:10
+1
Услышали мою мысль)))
Романов с таким названием несколько.
Один из них Лещенко Владимира -для любителей космоопер и юмора(Империя амазонок против империи Зла)))
19:36
Да, я знаю, но всё равно спасибо. Название менять не буду — навряд ли когда-нибудь рассказик выйдет в свет.
12:10
Интригующее название поселило во мне идею обязательно вас прочитать.
Начало меня не оттолкнуло, нет. Оно подстегнуло меня к дальнейшему прочтению.
НАисано хорошо, хотя есть несколько моментов, где я всё-таки спотыкнулась. Не буду их вставлять в комментарий, поскольку итак много написано другими людьми
И всё же мне чего-то не хватило. То ли образности, то ли самого повествования. А может быть это просто произведение не моего профиля.

Если ещё раз просмотреть через полгодика текст, то вам будет видно где нужно исправить. Пока что оставьте как есть. Время — лучший помощник автора
19:37
Благодарю за совет, очень признателен)
17:11
+1
Сочинение на тему «Последний месяц лета»? Садитесь, 5. Сюжета нет, но декорация хороша. Для миниатюры вполне себе)
14:33
+1
Моя учительница с Вами несогласна, увы… за творение сие она бы влепила тройбан. Благо я достаточно благоразумен, и предпочитаю свои опусы ей не показывать.