Интервью с Еленой Артюшкиной

Интервью с Еленой Артюшкиной
Статус новости:
Интервью и поздравления

Дамы и господа, сегодня у нас в студии, администратор портала, писатель и просто хороший человек – Елена Артюшкина! Добрый вечер, Елена.

Доброго вечера, «Перекрестки».

Когда вы написали свое первое произведение? Что послужило вдохновением? Да и как вообще пришла к вам мысль «хочу написать»?

Детские стихи в пять лет считаются? Недавно, разбирая старые записи, нашла тетрадку с рисунками и рифмованными строчками примерно следующего содержания:

«Эй, копуша побыстрей! Вруша не обманывай людей!»

Никаких глагольных рифм, заметьте!

А если серьезно, первый осмысленный рассказ «Город» я сочинила (банальность!) в средней школе, лет в тринадцать-четырнадцать. Вдохновением, как и для многих (по большей части утерянных или незаконченных) работ того времени послужил увиденный накануне сон. Моя муза — достаточно капризная зверюшка: не заманишь никакими калачами, но если приходит, не отпустит — пока не допишешь, будешь грезить наяву, совершенно выпадая из реальности.

С какими сложностями вы столкнулись при написании первых текстов? Было ли чувство, что вы совершенствуетесь с каждым написанным словом?

Это сейчас периодически возникает «страх белого листа», когда хочется, чтобы новое произведение оказалось не слабее предыдущих. А с первыми текстами проблем как раз и не было: в тринадцать лет мы все непризнанные гении. О совершенствовании не задумывалась, ваяла от случая к случаю «нетленки», которые никому не показывала, за исключением нескольких корявеньких рифмовок, которые до сих пор остались на стихире. После пары обидных (хотя в чем-то справедливых) щелбанов на конкурсах, «непонятый талант» оставил интернет и писал исключительно в стол.

Работа над «Правом на доверие» послужила переходным этапом между писательской юностью и более зрелым отношением к вещам. Изначально роман задумывался с целью наработки стиля (цель я считаю достигнутой: от совсем детских ошибок вроде избавилась), ни о какой трилогии речи не шло.

И, конечно, значительным толчком к росту послужило возвращение в сеть. Появившиеся читатели дали уверенность в себе, заставили почувствовать ответственность за творчество — ту ответственность, что вынуждает ежедневно браться за клавиатуру. Критика же (как своих, так и чужих работ) позволила взглянуть на рассказы со стороны, найти в тексте слабые места.

Нередко писатель, после того, как им становится, перестает читать. А после того как вы начали писать, осталось ли у вас время на чтение книг?

Я стала меньше читать после окончания университета, а особенно после рождения ребенка, так что не могу грешить исключительно на писательство. Бывают недели, когда, занятая собственных творением, я вообще не притрагиваюсь к книгам. С другой стороны, бывает, что за несколько дней глотаю романы в 400-500 страниц. Из последнего прочитанного очень понравился «Бегущий человек» Стивена Кинга.

Если говорить о том, как литературная деятельность повлияла на меня, как на читателя, то, скорее, надо говорить о большей требовательности к книгам — к их языку, к построению сюжета, к персонажам. Учась развешивать свои ружья, я стала чаще замечать чужие.

Как к вам приходят идеи для своих произведений? Сами собой, или проводите какие-нибудь «ритуалы» по призыву вдохновения?

Обычно, сами. Снятся, рождаются из сцен прочитанных книг и фильмов (цепляет ситуация, цепляет герой, невольно начинаешь придумывать продолжение или альтернативу), часто пишу на конкурсные темы.

Есть ли у вас друзья или близкие люди, которые помогают вам в творчестве? Как они помогают?

Мой главный помощник — муж, который время от времени находит грамматические ошибки (хотя не все), ворчит на персонажей и несчастливые концовки, иногда подкидывает идеи (в частности, концепцию «Войны по правилам» подсказал мне именно он).

Также я благодарна Никтории Азраэль, которая помогла с вычиткой первых двух книг цикла «Хранитель жизни».

Часто ли вам пишут отзывы? Каких больше, положительных или отрицательных? Как отзывы влияют на вдохновение?

Отзывов всегда кажется мало: мне интересна обратная связь с читателями, обсуждение логики персонажей, окружения, сюжета. Но даже простое спасибо воодушевляет, поднимает настроение.

Отрицательных комментариев значительно меньше (в основном все с конкурсов): обычные читатели  редко нисходят до критики, предпочитая просто отложить книгу и не портить настроение ни себе, ни другим. С другой стороны, критика бывает намного полезнее, особенно если не скатывается во вкусовщину (а такой, к сожалению, большинство), а приводит конструктивное обоснование, почему не понравилось. Даже если я не согласна с критиком, замечания позволяют увидеть спорные места в тексте, мысли, которые могут быть поняты неправильно.

Иногда писателям буквально мерзко перечитывать то, что они писали когда-то давно. С высоты их нынешнего опыта они видят корявый стиль, кучу ошибок, картонных героев, и т.д. А легко ли вам перечитывать то, что вы когда-то писали и вносить правки?

Иногда под настроение я могу открыть старые работы. Отвращения, как такового, нет, но текст часто выглядит «сырым» — хочется взять и править. Тяга к совершенству —  это, конечно, хорошо, но можно увязнуть в «болоте» одного произведения, остановиться. Как говорится, «лучшее — враг хорошего».

Какому писателю вы стараетесь соответствовать? Есть такие?

Я могу (часто неосознанно) копировать стиль, пользоваться «подсмотренными» сюжетными приемами, но чтобы прямо соответствовать — нет, такого нет. В конце концов, каждый должен стремиться к индивидуальности, потому что создавать клона смысла нет.

А есть авторы, которые при личном общении учили вас чему-то или помогали улучшить свое творчество?

Наставника, как такового у меня не было, хотя нашлось несколько добрых человек, которым я благодарна за советы. Это Никтория Азраэль, Ева Ночь и участники «Пролета фантазии», в частности P.V.Blanos. Не сказать, что это было личное общение, но их комментарии позволили мне взглянуть со стороны на мое творчество, лучше понять слабости.

Какой главный недостаток своих работ вы могли бы назвать?

Вопрос с подвохом? О недостатках моих произведений судить не мне, потому что все недостатки, которые нахожу лично, я стараюсь исправлять еще до того, как текст попадет на суд читателей. Больной момент, конечно, отсутствие абсолютной грамотности: даже при многократной вычитке, какие-то ошибки упускаются.

А что вы пытаетесь вообще донести до читателя своими произведениями?

Все, что я хочу сказать, я говорю в произведениях. Если автор начинает объяснять читателям, какие идеи он закладывал в свои работы, согласитесь, это выглядит несколько странно.

А вот кроме книг, что вас вдохновляет? Музыка, фильмы? Есть ли какие-то предпочтения в этом плане?

Абсолютно все: музыка, фильмы, картины, сны, случайно услышанная в маршрутке фраза, конкурсы на заданную тему. Вдохновить может все, что угодно.

Что думаете по поводу публикаций работ в интернете? Насколько необходимо это современному автору, чтоб добраться до бумаги?

Учитывая, что я сетевой автор, а все рассказы (на данный момент это «Ведьмы ходят поперек», «Косметическая процедура», «Мафия» и «Война по правилам»), которые напечатаны или готовятся к печати, - победители и призеры сетевых конкурсов, то глупо было бы говорить, что интернет на пути к бумаге не играет никакой роли. Насчет романов пока утверждать ничего не могу.

В любом случае, интернет — отличный способ заявить о себе и найти своего читателя.

Кстати, что насчет бумаги – а не устаревает ли она? Как вы думаете, как в будущем будет выглядеть книга? Откажемся мы от бумажного формата, полностью перейдя в электронный, или между бумагой и электронкой будет какой-то компромисс?

У электронной книги есть несколько неоспоримых преимуществ: малое количество занимаемого места (в одном гаджете целая книжный шкаф, а то и не один), легкое пополнение коллекции (скачать файл легче, чем идти в магазин или библиотеку), кто-то бы добавил про бережное отношение к лесу, опять же.

Но, муж за это часто дразнит ретроградом и фетишисткой, для меня настоящее удовольствие поваляться в кровати с бумажной книжкой любимого автора. Электронике не хватает... души, что ли? Там голый текст, а тут шелест страниц, запах типографской краски. Так что, думаю, бумага еще поживет, хотя бы из-за таких фетишисток, как я.

Какая, по вашему мнению, основная проблема современной российской литературы? Это временное явление, которое само пройдет со временем или глобальная проблема, которую нужно решать?

Сейчас модно гнаться за рейтингами, кричать о падении уровня, о читателе, который предпочитает «жвачку для мозгов» серьезной книге, причем каждый кричащий считает, что именно его произведение — та самая серьезная недооцененная литература.

Знаете, абсолютное большинство моих любимых авторов я нашла по совету кого-то из знакомых, либо же в обсуждениях в интернете, причем обсуждали книги, которым пять-десять и больше лет. Я верю, что качественная книга останется, о ней будут вспоминать и через десять лет, и через полстолетия. А то, что сиюминутно шумит исключительно за счет рекламы или на пике популярности жанра — это пена, которая опадет, исчезнет.

Как, по-вашему, авторам-новичкам, легко сейчас адаптироваться ко всей этой интернет-движухе? Можете дать им парочку советов, чтобы облегчить, так сказать «адаптацию»?

Легче относиться к критике, не принимать ее близко к сердцу и не гнаться за рейтингами.

На что, на ваш взгляд, стоит обратить внимание в своих работах авторам новичкам в первую очередь?

На мой взгляд, есть четыре кита на которых держится произведение — это сюжет, персонажи, атмосфера, стилистика.  В интернете (на «Перекрестках» тоже) есть масса полезных статей на тему создания живых персонажей, окружения и т. п., поэтому не буду в очередной раз пересказывать одно и то же. Отмечу лишь наиболее часто встречающиеся стилистические ошибки (по опыту судейства «100 СЛОВ») — это близкие повторы однокоренных слов и переизбыток местоимений. В стихах слабые и отсутствующие рифмы, сбитый ритм.

Ну и штампы! Штампованные фразы, штампованные персонажи, штампованные ситуации —  все это одномоментно убивает любое произведение!

Есть ли у вас какие-то творческие планы на будущее? Не поделитесь?

В первоочередных задачах закончить историю подлунных королевств: цикл про Лаанару «Хранитель жизни» и приквел к нему «Хроники Раскола», который сейчас находятся на стадии редакции. В планах также написать несколько рассказов на текущие конкурсы.

А дальше будет видно. Есть несколько крупных наработок: академка,  оборотни, философско-приключенческое фэнтези, литрпг, научная фантастика. Чем буду заниматься, зависит от настроения. Плюс в планах глобальный проект интерактивного рассказа/романа, но пока боязно браться.

А если бы вам предложили вот прямо сейчас экранизировать свое творчество, но при том условии, что экранизироваться оно будет в России, вы бы согласились?

Почему бы и нет? Это слава, а какой автор о ней не мечтает? В России тоже снимают неплохие фильмы.

В последнее время многие игровые студии обращают своё внимание именно на книги. А как вы считаете, по вашему творчеству возможно сделать игру?

Никогда не задумывалась об этом. Наверно, можно, только зачем? Если я захочу написать сюжет для игры, я и буду ориентироваться именно на игру. У книг и игр разное предназначение: первые должны чему-то учить, поднимать какие-то вопросы, заставлять размышлять, а игры — по большей части это развлечение. Книга, переложенная в игру — это костяк, с которого содрали все мясо.

Как вы думаете, какие жанры станут популярны в ближайшем будущем?

Учитывая активность женской аудитории, останутся популярны любовные романы, скорей всего, фэнтези и магреализм, возможно, вернется научная фантастика. Еще, мне кажется, широко распространятся «живые» или игровые истории (уже сейчас разрабатываются соответствующие программы), где сюжет будет меняться в зависимости от выбора читателя. 

Представьте, что у вас есть возможность вернуться в то время, когда вы только начинали свой творческий путь. Что бы вы сказали самому себе?

Наверно, дала бы себе здоровенного пинка, велела бы меньше переживать о том, что мое произведение может кому-то не нравиться, и больше писать. В общем, посоветовала, быть смелее и не терять столько времени на прокрастинацию.

Что ж, спасибо Елена, за отличное интервью и удачи вам во всех творческих начинаниях!

И вам спасибо!

+5
20:30
79
RSS
Ох, круто! Алена Сказкина — очень рекомендую, один из самых талантливых авторов!
Спасибо, Галя. Ты просто замечательный человечек, всегда всех готова поддержать — а это бывает очень важно.
21:57
Хорошее интервью вышло!
Так и вопросы были интересные. На некоторые отвечала влет, над другими пришлось задуматься.
00:23
+1
Интервью просто зачемя… замечательное.
Спасибо.
00:30
Очень неплохое интервью! Удачи, Лена!
Спасибо, Вадим. Удача — штука полезная, припрячу на будущее, авось, пригодится ;)
Прочел с удовольствием побольше таких писателей. И интервью.
18:30
+1
Спасибо. Мне приятно.)
19:44
+1
Интервью интересное. Во-первых, сейчас много женщин-писательниц. Среди них очень много пишущих якобы «фэнтези», а на деле это сопливые истории для школьниц и романтичных читательниц тыртырнета. К счастью для нас, Елена работает над своими произведениями, и поэтому их можно читать.
Немного не согласен насчёт падения «уровня» читателя. На мой взгляд, засилье историй про «попаданцев», так называемого «юмористического фэнтези» и беллетристики испортили российскую фантастическую литературу. Чего стоит пример Николая Перумова, который запутался в собственном выдуманном мире и стал писать что-то с чем-то чёрт знает для кого. Именно это и привело к деградации современного массового читателя фантастической литературы.
В этом смысле «Перекрёстки миров» стали для меня хорошей площадкой для чтения и обмена мнениями.
Полностью согласен с Еленой в том, что игры по большей части сегодня — это развлечение на консолях и компьютерах. Среднестатистический геймер не хочет думать, рассуждать о смысле бытия. Он ждёт от игры спецэффектов, динамики и контента 18+. Поэтому некоторые игры, чьи сюжеты основаны на книгах, принадлежащие к жанрам «квест» или «стратегия» пользуются небольшой популярностью.
19:52
Ой вот насчет игр я не соглашусь. Навскидку могу десятку популярных проектов привести которые действительно ставят вопросы перед человеком. Начиная ведьмаком, заканчивая мором утопией.
21:20
Мстислав, большинство геймеров играет в третью часть «Ведьмака» не из-за сюжета или интересных побочных квестов. Это замечательно видно по отзывам и комментариям геймеров. Это относится и к сериям «Mass effect», «Dragon age» и т.п. Хотя, возможно, в играх о ведьмаке Геральте хороший сюжет. Не являясь поклонником творчества Сапковского, я немного поиграл только в первую часть игровой серии.
«Мор. Утопия» справедливо можно назвать шедевром. Это, безусловно, глубокая, интересная компьютерная игра. Наверно, это лучшее, что сделали в России игроделы с точки зрения игровой механики, подачи сюжета и атмосферы. Но таких игр мало, о чём я написал в своём комментарии. И в последние годы игр такого жанра я не встречал. Хотя пару толковых квестов прошёл с удовольствием.
11:21
+1
Интересные игры, конечно, встречаются. В свое время я играла и в ведьмака, в dragon age, прошла готику, обливион и несколько частей assasin creed. Нравилась атмосфера, сюжет, было даже какое-то сопереживание героям. Но если сравнивать того же ведьмака, книга намного интереснее. Может, это, конечно, вопрос мироощущения, но в игрушке любые серьезные вопросы (тавтология) не воспринимаются всерьез.
11:14
+1
Елена работает над своими произведениями, и поэтому их можно читать.

«Можно читать», конечно, не «интересно», но гораздо лучше, чем «читать невозможно», так что сочту за пусть сомнительный, но комплимент.

На мой взгляд, засилье историй про «попаданцев», так называемого «юмористического фэнтези» и беллетристики испортили российскую фантастическую литературу.

Можете со мной не соглашаться, но мне кажется, это временное явление. Лет десять назад, если вспомнить, был популярен женский детектив (Донцова, Маринина — эти имена кричали на каждом углу), до этого были любовные романы в антураже 18 века, сейчас на смену пришли штамповки про попаданок в академии и властных ректоров. Лет через пять будет еще что-то. Это что касается женской аудитории. У мужской свои заморочки — та же серия про «Конана», которая сейчас пошла на спад. Но на полках остаются совершенно другие книги: Стругацкие, Лем, Лукьяненко. Книги, которые будешь перечитывать.

Что касается юмористического фэнтези, в этом жанре встречаются весьма достойные книги. Я честно признаюсь, что обожаю О.Громыко. У нее за внешней легкостью и юмором скрываются порой настолько глубокие мысли, что только диву даешься и по доброму завидуешь, умеет же человек писать так легко о серьезных вещах.
19:47
+1
«Можно читать», конечно, не «интересно», но гораздо лучше, чем «читать невозможно», так что сочту за пусть сомнительный, но комплимент.

Елена, это моё мнение, не более. Имел в виду то, что ваши произведения написаны хорошо, но из прочитанного мне понравились только «Сказка о принцессе и драконе» и «Баллада о призраках». То, что остальные ваши работы у меня не вызвали отклика, не является признаком отсутствия стиля и качества.
Можете со мной не соглашаться, но мне кажется, это временное явление. Лет десять назад, если вспомнить, был популярен женский детектив (Донцова, Маринина — эти имена кричали на каждом углу), до этого были любовные романы в антураже 18 века, сейчас на смену пришли штамповки про попаданок в академии и властных ректоров. Лет через пять будет еще что-то. Это что касается женской аудитории. У мужской свои заморочки — та же серия про «Конана», которая сейчас пошла на спад. Но на полках остаются совершенно другие книги: Стругацкие, Лем, Лукьяненко. Книги, которые будешь перечитывать.

Конечно, это временное явление. Как и всё в мире. Возможно, на смену придут какие-нибудь эротические романы или любительские рассказы про игроков, погрузившихся в виртуальную реальность с помощью шлемов.
На мой взгляд, серию про Конана-варвара не стоит относить к серьёзному фэнтези, это беллетристика, как и истории о Тарзане или Свароге. Вместе с тем, у меня на полке стоит двухтомник повестей про Конана за авторством Роберта Ирвина Говарда. А всё почему? Потому что несмотря на простые сюжеты, автор придумал очень интересный мир.
Не знаю, кому может нравиться книги, которые сегодня пишет Лукьяненко. Это при том, что «Ночной дозор» и «Дневной дозор» мне нравятся до сих пор. Лукьяненко стал халтурить, причём конкретно.
Ещё одна проблема отечественных авторов фэнтези и фантастики — зачастую они или используют избитые приёмы, или выдумывают какую-то чушь (последние книги Перумова — наглядный пример).
Я пробовал читать книги Громыко. Не смог, честно. Не смог и книги Успенского про Жихаря. Возможно, дело в том, что люблю серьёзную фантастику и ценю тонкий юмор.
Не знаю, кому может нравиться книги, которые сегодня пишет Лукьяненко. Это при том, что «Ночной дозор» и «Дневной дозор» мне нравятся до сих пор. Лукьяненко стал халтурить, причём конкретно.

Халтурить стал, это точно. Последние его романы даже не заинтересовали. Я имела ввиду более раннего Лукьяненко: «Дозоры» (Ночной, Дневной, Сумеречный), Диптаун, Холодные берега — книги, которые я перечитывала и, вероятно, буду перечитывать.


Ещё одна проблема отечественных авторов фэнтези и фантастики — зачастую они или используют избитые приёмы, или выдумывают какую-то чушь (последние книги Перумова — наглядный пример).

Вот Перумов мне совершенно не зашел, как Вам Громыко. На вкус и цвет все фломастеры разные, как говорится.
Загрузка...